Кулуарные переговоры — элемент политического многоборья
Общенациональные проблемы волнуют и власть, и оппозицию куда меньше собственного успешного вида под прицелом телекамер.
Эффективность политической встречи во многом определяется быстротой ее организации и реалистичностью повестки. Судя по информационному шуму, сопровождающему подготовку к этой встрече, ничего кардинально нового в диалоге главы государства с оппозиционным триумвиратом не прозвучит. Сегодня важнее сам факт встречи, проведение которой участники стремятся использовать в собственных целях.
С одной стороны, Виктор Янукович, в отличие от своего предшественника, прекрасно обходится без имитации диалога со своими политическими оппонентами. Что-то я не припомню проведения каких-либо консультаций, например, после отмены конституционной реформы осенью 2010 года.
С другой — Виктор Федорович продолжает шалить на поле евроинтеграции, активно изображая стремление добиться подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в ноябре этого года. Европейцы же обожают многочисленные политические реверансы, поэтому с оппозиционерами Януковичу встретиться придется.
Несколько слов о повестке дня будущей дискуссии и ее потенциальных участниках. Арсений Яценюк, выбравший для себя роль модератора будущего диалога, определил длинный перечень тем для обсуждения. Среди них — освобождение Юлии Тимошенко и судьба евроинтеграции, борьба с коррупцией и принятие нового закона «О прокуратуре», прекращение политических преследований и обсуждение макроэкономических показателей.
Если все обозначенные темы обсуждать всерьез, то закончат участники встречи, в лучшем случае, ко Дню Конституции. Однако рассчитывать на столь масштабный диалог, мягко говоря, наивно.
В Украине стартовала президентская кампания, а тема выдвижения единого кандидата от оппозиции практически похоронена. Вряд ли можно представить себе за круглым столом в режиме прямой телетрансляции дискуссию о судьбах страны в исполнении наиболее рейтинговых политиков.
Во-первых, для нее — традиционно неподходящее время, во-вторых, потенциальные участники диалога не спешат выкладывать козыри на стол, в-третьих, отечественный политикум крайне проблематично ведет диалог без внешнего влияния в разных формах.
Виталий Кличко, к примеру, оперативно отказался от участия в «кулуарных посиделках» у Януковича, и пока нет достоверной информации, что лидер «УДАРа» сменил свою позицию. Тот вообще предпочитает не делать излишне радикальных заявлений, но как черт ладана боится обвинений в сотрудничестве с властью.
Олегу Тягнибоку также нет смысла проявлять неумеренную политическую активность. Главный «свободовец» умело находит взаимопонимание с жителями страны, варьируя степень радикализма своих заявлений в зависимости от настроений аудитории и места проведения митинга.
Кулуарные переговоры — элемент политического многоборья, в котором Тягнибок уступает Яценюку, поэтому Олег Ярославович не спешит садиться за один стол с Виктором Януковичем. У Яценюка, что очевидно, есть собственные резоны настаивать на встрече: его оппозиционность в контексте объединительных процессов в «Батькивщине» должна быть заметной, как трехдневная небритость на интеллигентном лице.
За счет выпадов в адрес власти, напоминающих бой с тенью, Арсений Петрович пытается нивелировать ропот недовольства в «сердечной» среде, способный довести до инфаркта излишне впечатлительных политиков.
Справедливо и другое утверждение: оппозиционеры так и не сумели поставить перед Виктором Януковичем неразрешимых задач. Относительно освобождения Тимошенко Виктор Федорович всегда может сослаться на независимость судебной власти, и эта словесная уловка не вызовет возражений участников возможного диалога.
Положа руку на сердце, никому из членов становящегося все более условным оппозиционного триумвирата гипотетическое освобождение Тимошенко не принесет положительных эмоций и политических дивидендов. Вопрос участия прессы решается быстро: в случае необходимости сотрудники Управления государственной охраны, руководствуясь требованиями безопасности, могут удалить не только репортеров и операторов, но и некоторых участников переговорного процесса.
Кстати, кто сказал, что во встрече с президентом не примут участие лидеры фракций Партии регионов и КПУ и сам председатель Верховной Рады, у которых для участия в диалоге есть формальные основания?
Хочу напомнить, что в новейшей политической истории Украины, да и цивилизованного мира, практически невозможно припомнить случай, когда действительно важные решения принимались под прицелом телекамер.
Политический компромисс не терпит суеты и излишней публичности. Поэтому давайте ограничимся ожиданием встречи Виктора Януковича и лидеров оппозиции, не ожидая от нее очередного «украинского прорыва».