В Ялте из троллейбуса и катера создадут искусственные рифы
Идея создать на Южнобережье искусственные рифы появилась еще в 2010 году. Но так как проект требует много времени и сил, воплотить его в жизнь удастся лишь в этом году, предположительно в конце июля.
— Это первый подобный проект в Украине, — рассказал «Комсомольской правде в Украине» член общественной организации «Аквасфера» Игорь Зорин. – Главная его задача – экологическая. Рифы нужны для того, чтобы за них цеплялись мидии — это естественные условия для размножения. Таким образом, мы сохраним их популяцию, ведь за последнее время число моллюсков в море стремительно исчезает, а ведь они служат отличными фильтрами моря. После того, как все заработает, разница загрязнения воды до и после будет существенно заметна.
Чтобы зацепиться, мидиям необходима плоская поверхность. Фото: Оксана ИСТРАТОВА
Также рифы станут препятствием для незаконного лова рыбы донными тралами, сформируют зоны обитания рыб, что позволит проводить на них рыбалку.
Удивительно, но в качестве рифов идеально подошли … троллейбус и 11-метровый катер. А все из-за больших плоскостей, за которые удобно цепляться мидиям. Предприятие «Крымтроллейбус» уже согласилось отдать общественникам списанный транспорт. Чешский «рогатик» уже отбегал порядка 35 лет и теперь заслужил покой на дне морском. Служебный катер также отслужил свое, и был списан сотрудниками ГСЧС.
Всего планируется затопить порядка семи подобных объектов на плоском дне у берегов Ялты.
— После зачистки с помощью плавкрана опустим их на глубину примерно двадцать-двадцать пять метров, — говорит Игорь Владимирович. – Это та самая необходимая глубина, где с точки зрения экологии лучше всего будет происходить обрастание мидиями.
Затонувшие корабли быстро обрастают моллюсками и ракушками, поэтому коррозия металла происходит вяло. Фото: Оксана ИСТРАТОВА
Рифы будут находиться от мыса Мартьян до Ливадии. Место их погружения обозначат специальным буем, чтобы и дайверы смогли к ним занырнуть. А желающих точно будет хоть отбавляй, шутка ли троллейбус на дне моря!
К слову, выбранный транспорт на экосистему Черного моря никак не повлияет. Топлива там давно уже нет, а троллейбус ходил от электричества. Коррозия металла, по словам специалистов, также особого вреда не нанесет. К тому же объекты быстро обрастут ракушками и мидиями, и коррозия будет протекать вяло.
А КАК У НИХ?
За границей создание искусственных рифов уже давно пользуется популярностью. Например в Турции практически все списанные корабли топят. В Саудовской Аравии для этих целей используют танки. А в Нью-Йорке даже как-то затопили вагоны метро!